Когда-то давно побывав в ряде Африканских стран, зародилась у меня мечта проехать всю Африку на мотоцикле. В 2015 года она сбылась.

  Старт был назначен на 4 ноября – День народного единства. Мотопробег решили посвятить нашему соотечественнику, известному во всем мире – Юрию Гагарину, поэтому и дату возвращения назначили на знаменательную и юбилейную дату — 12 апреля 2016 г.
Подготовка к поездке не сопровождалась долгими сборами, все образовывалось само собой. Буквально за две недели до старта привели свои мотоциклы в порядок, собрали вещи, получили советы от бывалых и в путь.
  Илья Дубинин поехал на BMW GS 1200, а я Юрий Волков на Honda X4. Кто только и как только не отговаривали меня ехать на моей любимой Хонде, но в ней я уверен был больше всего. На ней без малого проехал уже 450 тысяч км.
  4-го мы выехали в сторону Португалии. Мотоциклы были нагружены настолько, что было ощущение, будто сзади посадили человека килограмм 100. Проехав 50 км, мы замерзли настолько, что одели буквально все вещи, которые взяли с собой.

  В Европе были запланированы миссии в Нидерландах и Португалии. Основную часть Европы проехали достаточно быстро – холодно, да и не так интересно, хочется больше времени уделить экзотическим странам. В Нидерландах в православный храм Александра Невского в Роттердаме с Русских земель передали икону с ликом Св. Климента и св. Николая Чудотворца. Настоятель храма, отец Сергий освятил нам мотоциклы и благословил в дорогу. Первой большой остановкой в нашем путешествии с отдыхом в несколько дней стала Португалия. Остановились в столице — Лиссабоне. Сразу скажу, что Португалия даже несравнима с Испанией, если от последней никаких эмоций, то здесь все как представляли. Тут уютно и все как-то по-домашнему, скорее всего это эффект маленьких узеньких улочек и красивой архитектуры. Это одно из самых красивых мест, которое успели посмотреть за это время. Конечно же, доехали до мыса Рока — самой западной точки нашего континента. По сути ничего такого здесь нет, но оно имеет какое-то магическое свойство, что уезжать отсюда не хочется. Из Португалии отправились в порт Альхесирас (Испания). Приобрести билеты на паром до Танжера (Марокко) не составило большого труда и вот мы уже на пути в Африканский континент. Здесь начинается наше приключение. 
  Мы в Африке! Теперь немного отдыха и в столицу Марокко — Рабат. Здесь нам нужно сделать визы в Мавританию, Сенегал и Мали. В Марокко очень колоритная атмосфера. «Марокко – это ворота в Африку для европейцев и в Европу для африканцев». В Рабате встречались с отцом Максимом – настоятелем храма Воскресения Христова по традиции подарили икону, отец Максим рассказал нам немного истории о стране и про русских эмигрантов. В Рабате каким-то чудом мы успели сделать три визы за один день. Из столицы отправились в сторону Касабланки.
  В Касабланке только проехали мотомастерскую, где было припарковано много солидных мотоциклов, как у меня первая поломка — вечная и больная тема X-ов — реле зарядки. К счастью, свой мотоцикл я знаю вдоль и поперек и меня такой поломкой не удивить, однако решили вернуться в мастерскую. Это был хороший повод познакомиться с хорошими ребятами из мастерской и узнать побольше о жизни мотоциклистов в Марокко. Но, наверно, самое яркое воспоминание о Марокко – это невероятно красивая дорога вдоль океана. Именно тут можно встретить не вероятное чудо природы где пустыню съедает океан, на такое зрелище можно смотреть вечно.
  После Марокко добрались до Мавритании, граница которой встретила нас бездорожьем и заминированными дорогами. Тут начинается настоящий африканский колорит. Страна очень бедная, тут, как только видят белого человека, начинают в разы повышать цены на все, и так почти по всей Африке. Здесь мы впервые встретились с проблемой отсутствия бензина, если вы нашли бензоправку, это не значит, что тут есть бензин, но сразу находятся добрые люди, которые продадут тебе бензин. Из-за безвыходной ситуации нам пришлось купить у одного такого «доброго» человека 10 л за 50 евро. Потом бензин мы нашли только в столице. В столице мы планировали остановиться на пару дней для изучения местных достопримечательностей, но были сильно удивлены что достопримечательностей в Мавритании кроме Сахары нет. На выезде из Мавритании столкнулись еще с одной проблемой. В странах Африки на каждой границе есть так называемые «помогалы», которые с радостью готовы тебе помочь за небольшую плату в решении любых вопросов. Но в Мавритании эта «услуга» на таможне окончательно испортила впечатление о стране. 
  Сенегал. Пустыня Сахара осталась позади, и начались зеленые пейзажи, прежде суровые злые взгляды сменились улыбчивыми веселыми африканцами. Дакар — это следующая наша точка отдыха и тут мы делали визы на следующие страны. Дакар — город контрастов, здесь уживаются и дорогие торговые центры и трущобы. На фоне богатых вилл сильно выделаться трущобы бедняков, здесь я наблюдал на сколько богатые африканцы предвзято относятся к беднякам. Здесь мы полностью проверили мотоциклы и подтянули покрепче все, что может отвалиться, дальше нас ждет бездорожье.

  До Гамбии нас радовала хорошая дорога. Граница. Снова помогалы и взяточники. Долго не хотели пускать нас в Гамбию, просто не знали, как нам объяснить, что им очень хочется от нас 5 евро. Мы, конечно, сразу поняли, что они хотят, но наученные прежде, стали делать вид, что не понимаем. Говорили с ними только на русском и давали кредитку для оплаты. Как показывала практика, через некоторое время тебя отпускают, так произошло и на этом таможенном пункте. Проехав несколько километров дорога уперлась в речку. Переправа — какой-то самодельный плот. Исполнив акробатический трюк с погружением в воду, мы каким-то чудом оказались на плоту. На другой стороне мы познакомились с директором переправы, он оказался русским. Директор не мог поверить в то правда ли мы приехали до сюда своим ходом и тем более не мог поверить что мы поедем дальше, ведь дальше начиналась самая ужасная дорога.

  Гвинея-Бисау. Путь по этой стране мне запомнился особенно. Тут нет грунтовых дорог, они все проложены из каких-то булыжников, что делает каждый проеденный километр подвигом, особенно на моем мотоцикле. У Х-а низкая посадка. Каждый удар по днищу был будто смертный приговор для картера, но каким-то чудом он выдержал испытания.
  Мы начали вызывать большой интерес у местного населения. Почувствовали себя немного космонавтами, на каждой остановке стало собираться все больше и больше людей вокруг нас. Например, в Гвинее собиралось зевак столько, что перекрывали движение на дороге. Эмоции, которые мы дарим местным своим появлением, невозможно описать. Все улыбаются, смеются, шутят, я думал, что все будет совсем по-другому и настраивался на худшее. Сколько мы дарили местным эмоций не меньше и они нам дарили своей бешеной энергетики.

  В Гвинее столкнулись еще с одной проблемой — из страны не выпускают в связи с угрозой Эболы. Нам пришлось долго колесить по бездорожью от таможенного пункта к пункту пока в итоге не нашли выезд из Гвинеи в Мали. Про Гвинею конечно не рассказать в двух словах, то как тут любят Русских, то на сколько открытые и веселые люди. Толпы людей выходящие в доль дорог что бы помахать нам. На блок постах военные узнавая что мы Русские поднимали большой палец и говорили Russian Power.
После Мали наш путь лежал в Кот-д’Ивуар. Абиджан – столица Кот-д’Ивуара поразила меня, огромный мегаполис с красивыми стеклянными высотками как в Нью-Йорке. Здесь нужно было получить визы на дальнейший путь. В отличие от прежних стран, здесь нас ждало долгое получение каждой отдельной визы. Что дало нам изучить город в доль и поперек.

  В Того мы решили посетить одну из важных достопримечательностей, рынок вуду. Далеко до подхода к рынку начинает вонять тухлятиной, что в общем то не удивительно ведь на рынке продают мертвых зверюшек для обрядов. Наверно интерес к рынку был не столь что там продают а кто все это покупает, но к сожалению из посетителей рынка были только мы одни.

  Волей судьбы мы должны были отпраздновать новый год в Африке. Попав в Бенин гуляя по улицам наткнулись на вывеску Русский Ресторан, не поверив своим глазам решили зайти познакомиться с владельцами. Оказалось что коллектив русских иммигрировавших в советское время открыли тут свой ресторат. Они нас пригласили на празднование Нового Года у них в ресторане, на что мы не могли отказаться. Хочу сказать новый Год мы отпраздновали на Ура, наши люди не важно где бы они не были а гулять умеют.
Пожалуй, самыми большими достопримечательностями западной части Африки является природа и люди.

  С Намибии начинается совсем другая Африка, которая ничем не уступает Европе. В Намибии мы побывали в гостях у двух интересных племен Химба и Бушмены. К сожалению, в наше время первобытных племен уже не найти, почти все они стали работать на туриста, потеряв свою самобытность. Цивилизация отвоевывает себе новые территории.

  Намибия великолепна своими пейзажами и закатами, пожалуй, я такого заката не видел нигде. Тут на нашем пути лежала вторая пустыня — Калахари. В Виндхук на улицах встречается очень мало людей, да и после толп, которые собирались посмотреть на нас ранее, было немного непривычно, что наше присутствие никому не интересно. Зайдя в один кабак в Виндхуке, были удивлены, увидев портрет Гагарина и Калашникова на стене.

  ЮАР. Можно сказать, что она была одной из главных точек посещения в Африке. Сюда в наш русский храм Сергия Радонежского мы доставили икону прп. Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры. Конечно, доехали до самой южной точки Африки — мыс Игольный. В ЮАР мы взяли пару недель, чтобы отдохнуть и посмотреть ее красоты, но для такой страны и этого оказалось мало.

  Отдельно хочется сказать о русском присутствии в мире. Сколько не путешествую, везде нахожу русский след, так случилось в ЮАР. В центре города Саймонстаун установлен памятный знак отважному побегу русского императорского шлюпа «Диана» как дань уважения известному русскому мореплавателю и ученому, вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину (1776 – 1831) и русской команде. А на старом городском кладбище — Seaforth Old Burying Ground этого города сохранилось две могилы российских моряков. В 1865 году в этом месте были похоронены кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров и матрос Петр Рашев с фрегата «Дмитрий Донской».

  Съездили на сафари, чтобы добраться до нужного места нам понадобилось 2 часа от Кейптауна. Само сафари не понравилось. Этот заказник представляет собой обычные вольеры для животных только площадь больше. Многих животных просто не увидели. Порадовала дорога. Сначала был океан, потом горы c красивым лесом и эвкалиптовыми рощами. Ближе к заказнику появились выжженные долины и как островки среди них зеленые фермы-частные хозяйства, в основном винодельческие, в которых можно остановиться отдохнуть, перекусить и выпить местного вина или пива.

  В пригороде Кейптауне мы заехали на выставку ретро-машин, где познакомились с замечательными людьми, у которых в арсенале был старинный ГАЗ-69 и пластинки с русскими военными песнями. На этом ГАЗе мы еще умудрились поколесить по Кейптауну.
Вообще, обидно, что на каждую страну так мало времени. Многое просто не успеваешь увидеть, постоянно приходилось выбирать самое интересное и изучать один два пункта.

  На границе со Свазилендом на дорогу вышли жирафы, это первые животные, которые вышли к нам на дорогу, зрелище невероятное. Свазиленд поистине оправдывает свой титул — Африканская Швейцария. Это, пожалуй, единственная сохранившаяся страна, где есть абсолютная монархия. Можно здесь увидеть и такое зрелище как например из новенького Мерседеса выходит человек обмотанный в шкуры с перьями на голове.

  Мозамбик. В ЮАР люди убеждены, что в Мозамбике до сих пор опасная военная ситуация, однако мы туда поехали. Виз у нас не было, и ехали с надеждой получить их на границе. Подъехав к границе, мы встретили русскоговорящего таможенника, который очень обрадовался нам, оказалось, он учился в СССР, и ему хотелось поговорить на русском языке. Он за 30 минут выдал нам визы и все оформил. С такого приятного момента началось наше путешествие по Мозамбику. Дороги здесь хорошие. Удивили цены, к примеру, самая дешевая гостиница 100 долларов. Здесь заметно, что население беднее, чем в ЮАР, но народ более улыбчивый. Очень много людей, которые учились в Союзе. В столице мы с местными мотоциклистами устроили пробег по городу.

  Ботсвана. Это страна — один большой парк, нас многие предупреждали, что в вечернее и ночное время по Ботсване лучше не ездить из-за животных, но у нас только и получалось ездить вечерами. Каждый день вечером на дорогу выходили то слоны, то зебры перебегут дорогу, то в жирафов чуть не врежемся. Убедились — ночью по Ботсване лучше не ездить, а если так сложилось что нужно в темное время ехать, лучше ехать очень и очень медленно.

  Зимбабве. Самым главным и внушительным, что мы видели в этой стране — это водопад Виктория. Отсюда его лучше всего смотреть, на подъезде к нему стоит шум. Водопад находится на северо-востоке страны на реке Замбези, он один из крупнейших в мире. В Зимбабве мы наконец-то увидели баобабы, я, правда, ожидал, что их гораздо больше в Африке.

  В Замбии уже начинается знакомый нам менталитет центральной Африки. Везде и все чем-то торгуют, назойливые торгаши иногда очень достают. Качество дороги радует, хотя периодически попадаешь в участки, которые как после бомбежки. Особых достопримечательностей нет, кроме водопада Виктории и тот лучше смотреть с Зимбабве.

  Танзания. Наверное, из всех стран, которые мы проехали, Танзания займет одно из первых мест. Тут есть и что посмотреть, и разнообразная природа. Основной принцип жителей — это «акунаматата», что приблизительно в переводе «расслабься и живи в удовольствие». Они и вправду тут так живут, любой вопрос, который можно решить за минуту, они решают целый день.
  Впечатление о Танзании было совершенно другим, чем на самом деле. Чем выше мы поднимаемся, тем больше цивилизация остается на юге, но это не в плохом смысле. Дороги в основном хорошие, но в отдаленных участках их нет. Так после дождя я закопался в глине, но сразу же нашлись добрые люди, которые за небольшую плату помогли решить проблему. В Африке, вообще, можно особо не переживать, если есть неподалеку местный житель, он всегда за небольшую денежку поможет тебе, будь то бензин, ремонт и т.д. Потом проезжали национальные парки на мотоциклах, что большая редкость. В большинство парков не пускают на мотоциклах. В парках нам то и дело переходили дорогу, то семья слонов, то зебры, встречались жирафы, жующие листья вдоль дорог и так всю дорогу. Нгоронгоро — это национальный парк плавно переходящий в национальный парк Серенгети — один из самых больших парков в мире. В парке вдоволь насмотрелись на всякую живность и их жизнь, к примеру, как гиены ели антилопу или львы взяли и перегородили нам дорогу, носорог, бродящий в поисках чего-то, озеро, усыпанное тысячами розовых фламинго, конечно парк несравним с парками в ЮАР. Племя Масаи заселяют земли Танзании и Кении, в основном это тоже территория национальных парков. Здесь их встретить совершенно несложно. Они то и дело стоят вдоль дорог и зазывают к себе на экскурсию. Мы решили посетить их в самом сердце — национальном парке Нгоронгоро. Конечно, посетив их, осталось разочарование, потому что настолько все поставлено на поток и для туристов, что пропадает истинный их быт. Тут они тебе хочешь станцуют, хочешь жилье покажут и даже в школу отведут, только плати. Не смогли удержаться и попробовали завоевать вершину Килиманджаро, оставили мотоциклы, снарядились и через пять дней мы были на вершине.

  На протяжении всего маршрута нам встречаются замечательные люди и Уганда не исключение здесь мы познакомились с семьей Ильи Волченка Эли. Илья очень помог с ремонтом мотоцикла, и его гостеприимство не знало предела. Оказавшись в Уганде, мы начали активно искать пути возращения домой, по плану нам нужно было перебраться в Саудовскую Аравию. Однако два раза подав на визы, мы так их и не получили. Решили на страх и риск ехать до Египта, а там придумывать, что делать дальше. В Уганде, наверно, самой главной достопримечательностью считается стиль вождение. Сколько раз нас с Ильей чуть не сбили не пересчитать, этот стиль вождения складывается из основного принципа, чем больше машина, тем ты главней. Так увидев фуру едущую по встречке, не питайте надежд что он свернет в последнюю минуту, сразу съезжайте на обочину, иначе можно считать поездка закончилась.
Большая часть восточной части Африки имеет хороший асфальт. Если ехать в Африку еще раз и выбирать между западной или восточной частью, то я бы выбрал восточную. Здесь есть и что посмотреть и дороги терпимые.

  Кению мы планировали проехать мимо, но не всё так просто оказалось. Имея информацию, что визу в Эфиопию можно получить на границе, мы домчались до границы и тут произошел неожиданный поворот событий. Нам сообщили, что визу нам могут дать только в Найроби. Самое неприятное из произошедшего — это 800 км назад для получения визы. Решили оставить мотоциклы в полицейском участке у начальника полиции города, оказалось, что у него бабушка живет в Москве. Поехали в Найроби на местном автобусе, что тоже является своего рода авантюрой и экстримом. Только какое-то чудо не дает развалиться автобусу на части. Получив визы, едем обратно. Красивые африканские пейзажи. После 150 км от Найроби цивилизация закончилась. По дороге познакомились с племенем Туркана, они заселяют северные земли Кении. Что касается Найроби, то это огромный мегаполис.

  Времени у нас все меньше и меньше на осмотры страны, ведь мы должны финишировать в Москве 12 апреля. Из-за этого нам пришлось уделить очень мало времени такой прекрасной и интересной стране как Эфиопия. Здесь снова столкнулись с тем, что мнение о стране было неправильное. Въехав на территорию, мы сразу же столкнулись со множеством людей, которые увидев нас что-то кричали, выбегали на дорогу, но это только в северной части страны, в южной все совсем по-другому. На несколько дней мы задержались в столице Эфиопии — Адис-Абебе. Программа у нас была насыщенной, посетили храмы Архангелов Гавриила (Габриэля) и Михаила (Микаэля), передали эфиопским христианам иконы прп. Сергия Радонежского. Посетили Национальный музей Эфиопии, где установлен памятник А.С. Пушкину, встретились с местными молодежными организациями, которые увлекаются космосом и Юрия Гагарина знают не понаслышке.

  Судан. Пугали нас это страной здорово, вплоть до того, что нас могут взять в плен, даже писали официальные письма, чтобы мы не ехали сюда. Но, к сожалению или к радости, у нас нет другого варианта, едем через Судан. На границе нас встретили таможенники, которые помогли без взятки заполнить правильно документы. Эта помощь стала для нас шоком, потому что в Африке все пытаются с белого человека содрать три шкуры. Далее, доехав до первого города Гедареф, мы столкнулись с большой проблемой… тут нет банкоматов, принимающих карты Виза или Мастер. С собой у нас было немного денег, которые мы обменяли раньше, но они нам не понадобились, мы попали в «плен». В плену мы оказались у местного жителя, который учился раньше в России на медика. Такого гостеприимства я еще нигде не видел, по случаю нашего приезда, зарезали барана, накормили и напоили нас досыта. Тут мы с радостью остались еще на один день.

  В целом по всему пути нам попадались только добрые и отзывчивые люди. Отдельно хочу рассказать про песчаную бурю. Очень хотелось посмотреть на это зрелище, а если хотим – увидим. По дороге к границе Египта начал подниматься ветер, сначала это было красиво и захватывающе, будто снежная буря, но только из песка. Но, как только поднялся сильный ветер, я понял, почему так просто умереть в пустыне… Радость от увиденного быстро прошла, песок засыпал все и мотоцикл, и меня, в глазах песок и ничего не видно. Остановились в придорожном кафе, где нам предложили остаться у них ночевать, так как впереди еще хуже. Мы не стали искушать судьбу и остались.

  Долгий и муторный переход границы с Египтом; получение местных номеров и документов на мотоциклы заняло у нас 4 часа. Сначала на территории страны был хороший асфальт и метровые лежачие полицейские. Трассу до Асуана отстроили хорошую. Однако дальше до Луксора дорога как будто после бомбежки. Города пустые, практически нет туристов, половина гостиниц закрыто. В Хургаде познакомились с замечательными ребятами из местного мотоклуба, которые нам очень помогли с проездом на Синай. На Синай не пускают на мотоциклах, поэтому в Хургаде загрузили мотоциклы в грузовик и вперед в Шарм-эль-Шейх. Сейчас Шарм больше похож на город призрак.

  Добрались до границы с Израилем. Конечно я слышал про израильскую таможню, но что нас на протяжении шести часов будут смотреть под лупой я не ожидал. Была найдена даже кредитная карта, которая складывается в пластиковый нож.
Мы в Израиле. Все. Африка осталась позади.

  Больше всего в Израиле нас поразили цены и то, что практически весь Израиль говорит по-русски. Цены тут практически на все шокирующие. Посетили Иерусалим, если честно, ожидал чего-то большего. Из Старого города сделали огромный рынок. Попали на празднование Пурима, хочу сказать, евреи умеют отдыхать, все одеты в карнавальные костюмы, на улице можно встретить кого угодно от палача до непонятных гоблинов. Отсюда мы отправили наши мотоциклы паромом в Грецию, паром тоже не простой на него не берут пассажиров, нам пришлось покупать авиабилеты до Греции и там уже ждать наши мотоциклы.
Греция нас встретила холодной погодой и дождем. Пока ждали корабль с мотоциклами, успели изучить Грецию. Забрав мотоциклы в порту, поехали в сторону дома. По пути к дому уже не делали много остановок, больно уж, хотелось домой, пожалуй, пять месяцев это слишком много. Погода не радовала, чем севернее, тем холодней, то дождь, то град. Москва, как и в день отъезда, встретила нас снегом.

  12 апреля 2016г. торжественно передали в фонды московского Музея космонавтики флаг России, который «преодолел» вместе с нами более 45.000 км дорог Европы, Африки и Ближнего Востока.
P.S. Отправляясь в путь, нам было интересно узнать как относятся к русским в мире. По всему маршруту мы спрашивали мнение людей о России и русских и хочу сказать, что нас любят в мире, а «общественное мнение» формируемое СМИ – это пустая болтовня, имеющая с действительностью мало общего.

Leave a comment